Корпоративные еврооблигации российских эмитентов, попавших в санкционные списки, дают неплохую возможность зафиксировать высокую доходность в валюте. Проблема в дефиците этих бумаг на рынке.
На протяжении двух последних лет у российских инвесторов значительно возрос интерес к вложению в активы, номинированные в иностранной валюте. Прежде всего, в долларах США и евро. Основным «побуждающим мотивом» для них выступает не столько спекулятивное желание заработать на ослаблении национальной валюты, сколько стремление сохранить покупательскую способность своих средств.
Как свидетельствуют последние социологические опросы, самыми популярными способами «бегства в валюту» среди частных инвесторов остаются приобретение наличной валюты и открытие валютных банковских депозитов (моно- или мультивалютных). При этом остальные варианты «выхода из рубля», по большому счету, воспринимаются подавляющим большинством из них как инвестиционная экзотика.
Это приводит к тому, что многие весьма привлекательные финансовые инструменты оказываются просто «вне поля зрения» инвесторов. В частности, в настоящий момент незаслуженно обойденными их вниманием являются еврооблигации (или евробонды) российских компаний, хотя, как отмечает Александр Черноморов, старший портфельный управляющий GHP Group, «идея покупки еврооблигаций российских компаний – вполне конкурентная инвестиция в сравнении с банковским депозитом».
Ликбез
Как правило, в международной практике к евробондам относятся облигации, номинированные в любой иностранной (с точки зрения их эмитента) валюте, хотя наиболее распространенными являются бумаги, номинированные в долларах США или в евро. Размещение еврооблигаций происходит на международных рынках, причем достаточно часто оно проходит вне биржевых площадок, а основными покупателями этих долговых обязательств при проведении первичных размещений выступают банки и инвестиционные фонды.
Привлекательность еврооблигаций для эмитентов обусловлена тем, что на международном рынке они имеют возможность занять значительно дешевле, чем на внутреннем. То есть, при стабильном курсе иностранной валюты по отношению в национальной, эмитент может серьезно сэкономить на процентных выплатах по долгу. В зависимости конъюнктуры денежного рынка экономия может достигать от 2-3% и до 7-9% годовых. Кроме того, при верном выборе момента размещения еврооблигаций эмитент может еще больше снизить стоимость займа за счет укрепления национальной валюты по отношению к иностранной, в отдельных случаях сделав его практически бесплатным.
Традиционно эмитентами еврооблигаций выступают крупнейшие компании и банки, получающие часть доходов в той же валюте, в которой номинированы предлагаемые инвесторам бумаги, а также национальные правительства (суверенные еврооблигации).
Обращение еврооблигаций осуществляется на внебиржевом рынке через специализированные системы индикативного котирования или путем совершения сделок непосредственно между участниками рынка (активнее всего на этом рынке работают инвестиционные компании).
На протяжении длительного периода времени глобальный рынок еврооблигаций был ориентирован исключительно на крупных институциональных инвесторов, а частные инвесторы «отсекались» от него очень высоким «входным порогом» (стандартный номинал одной еврооблигации составлял 100 000 единиц, например, долларов).
В сторону «массовых инвесторов» рынок еврооблигаций развернулся буквально 10-15 лет назад. Стремясь расширить базу потенциальных инвесторов, эмитенты таких бумаг стали все чаще размещать облигации номиналом 1000 единиц, что дало инвесторам возможность работать практически с любым «понравившимся» выпуском евробондов.
Гладко было на бумаге
Рынок еврооблигаций российских эмитентов возник во второй половине 90-х годов XX века. В настоящий момент его объем превышает 170 млрд. долларов, причем на данном рынке представлены выпуски, номинированные не только в долларах и евро, но и в таких валютах, как австралийские доллары, израильские шекели, китайские юани и других.
Стремительный рост рынка был обусловлен одновременным сочетанием двух факторов: нахождением процентных ставок на исторических минимумах на мировом денежном рынке и проведением Банком России политики, ориентированной на поддержание стабильности валютного курса. В подобных условиях отечественные эмитенты еврооблигаций могли очень дешево занимать за рубежом, неся довольно скромные валютные риски.
Кардинальный перелом в развитии рынка произошел в 2014 году: после того, как против России были введены «пакетные санкции», действующие вплоть до настоящего момента. Они практически закрыли для отечественных эмитентов традиционные рынки внешних заимствований. Как правило, введенные санкции не требовали от зарубежных инвесторов немедленно избавляться от еврооблигаций российских эмитентов, однако налагали однозначный запрет на участие в размещениях новых долговых обязательств – в итоге эмитенты одномоментно потеряли возможность, как разместить новые облигации, так и рефинансировать на этом рынке имеющиеся обязательства.
В 2015 году ситуация усугубилась: резкое падение мировых цен на нефть привело к значительному ослаблению рубля, а декабрьское решение Федеральной резервной системы США фактически положило конец «эре очень дешевых денег». Закономерным результатом всех этих событий стало «сжатие» рынка еврооблигаций российских эмитентов: исполняя свои обязательства по выпускам, уже находящимся в обращении, они не только не могут, но и не особенно хотят размещать новые выпуски облигаций, опасаясь принимать на себя резко возросшие риски (риск роста процентных ставок и валютный риск).
Доход в абсолюте
Одновременно сложившаяся ситуация весьма благоприятствует частным инвесторам. Дело в том, что в «санкционные списки» были включены не только российские государственные структуры (по сути, государственные и субфедеральные облигации оказались под санкциями автоматически), но и ряд отечественных компаний, являющихся эмитентами еврооблигаций, что привело к «выходу» из них определенной части иностранных инвесторов и росту доходности этих бумаг к погашению.
Так, если ориентироваться на санкционные списки США и Европейского союза (остальные страны, по сути, присоединились к ним), то хотя бы в один из них входят такие компании и банки, как ВТБ, «Банк Москвы», «Внешэкономбанк», «Газпромбанк», «Газпром нефть», «НОВАТЭК», «НК «Роснефть», «Россельхозбанк», «АК «Транснефть». В общей сложности санкции непосредственно затронули 51 выпуск еврооблигаций российских эмитентов (или 19% от общего числа выпусков, находящихся в обращении).