Главный редактор газеты Guardian Алан Расбриджер недавно опубликовал прекрасную книгу под названием»Играйте вновь: любитель в схватке с невозможным». В ней он описывает, как в возрасте 56 лет попытался за год разучить Балладу №1 Шопена. Более того, совместно с другими известными людьми, вернувшимися к урокам фортепиано в зрелом возрасте (среди них – актер Саймон Расселл Бил и бывший секретарь казначейства в британском правительстве Эд Боллс), Расбриджер решился выступить перед лондонской публикой, чтобы исполнить «Детские сцены» Шумана.
Мазохисты?
Так что же кроется за этой тенденцией? Почему так много в целом вменяемых взрослых людей по доброй воле заставляют себя ежедневно играть гаммы и арпеджио? Почему они задаются пугающим вопросом, достаточно ли гибок мозг взрослого, чтобы освоить и запомнить некоторые из наиболее сложных сочинений в истории музыки?
Вы можете опробовать классический танец для начинающих.
Не зря говорят: если бы молодость знала, если бы старость могла. Уроки игры на фортепиано – очень хорошее подтверждение этой крылатой фразе.
Оглядываясь назад, я вспоминаю, как противилась обучению игре на этом инструменте и как быстро отказалась от уроков. Сейчас это приводит меня в тихое бешенство: почему, ну почему я не занималась, когда у меня была такая возможность? И почему теперь, когда мне уже за тридцать, я вновь мучительно продираюсь сквозь ноты, испытывая унижение от того, что мне не даются простейшие для меня восьмилетней вещи? Разница между тем, какого результата я пытаюсь добиться, и звуками, которые издает пианино при моем непосредственном участии, вгоняет меня в глубочайшую тоску.
Единственное, что меня может утешить – тот факт, что я далеко не одна. Мои слушатели во время утренней программы на радиостанции Би-би-си Radio 3 часто рассказывают, что вернулись к игре на инструментах, на которых играли в детстве. В их рассказах неизменно фигурируют клавишные.***