Глава «Роснано» Анатолий Чубас явно неравнодушен к чужим деньгам и ярким образам. По его словам, венчурный рынок в России без инвестиций негосударственных пенсионных фондов (НПФ) сравним с бассейном без воды. Об этом Чубайс заявил в ходе выступления на стратегической сессии Банка России.
«НПФ в России — это единственный реалистичный способ без каких-то диких революций, без каких-то немыслимых обсуждений наконец-то сдвинуть проблему с мертвой точки», — заявил он.
Вообще-то страна еще не забыла, как проходила приватизация, как ваучеры, на которые, по тогдашней метафоре Чубайса можно было бы купить два автомобиля «Волга», превращались в «фантики», за гроши уплывавшие в карманы скупщиков в подземных переходах.
Анатолий Чубайс, в 1991—1994 гг. занимавший пост председателя Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом, потом раскрыл истинную цель этой дешевой распродажи предприятий: «Мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дешево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос».
А двадцать первый, выходит — интересы людей, поверивших, что они станут хозяевами своих предприятий, которые оказались распроданы с молотка и за очень недорого — «без каких-то диких революций, без каких-то немыслимых обсуждений», как и сейчас предлагает Анатолий Чубайс.
Поэтому нынешняя риторика главы «Роснано» вызывает апокалиптические образы. Далекое или даже недалекое будущее. Иностранный корреспондент задает вопрос главе российского государства: «Что случилось с пенсионными накоплениями граждан России?» Короткий ответ: «Они утонули». Неугомонный журналист пытается уточнить: «Где?!» Российский лидер вздыхает: «В венчурном бассейне Чубайса».
А пока при обсуждении консультативного доклада «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг» на стратегической сессии Банка России Анатолий Чубайс размашисто и с юморком вбивал гвозди в крышку гроба пенсионной системы России:
«Хочу присоединиться к образу про бассейн. Да, мы заходим туда и говорим: „Ребят, что-то в этом бассейне как-то с образованием не очень хорошо, хлоркой пахнет, раздевалки какие-то не очень привлекательные, и вообще он 25-метровый, а нам нужно 50 метров“. Это все правильно, это все так и есть, и образовывать надо, но только воду пустите, нету воды вообще. Невозможно начать продвигаться, пока этой самой воды нет», — отметил он.
Аппетит главы «Роснано» по отношению к пенсионным накоплениям россиян растет с каждым годом. Уже больше семи лет Анатолий Чубайс пытается получить свободный доступ к этим средствам. Например, в 2017 году он говорил о необходимости разрешить негосударственным пенсионным фондам инвестировать хотя бы небольшую долю средств в венчурные фонды для развития наноиндустрии в России.
А в 2018 году «Роснано» направило в правительство и ЦБ РФ предложения об использовании пенсионных средств для инвестиций в наноиндустрию без упоминания каких-либо долей: «Сейчас, когда Антон Силуанов (первый вице-премьер в тот период, министр финансов — Авт.) говорит о новом подходе к индивидуальным накопительным счетам, мне кажется, время снова поставить этот вопрос и снова всерьез его обсудить», — сказал глава «Роснано».
Однако тогда для Анатолия Чубайса что-то пошло не так, дискуссию свернули. Но он не из тех, кто легко отказывается от лакомого куска. И в 2019 году глава в «Роснано» изменили риторику, стали делать упор на то, что пенсионные средства россиян помогут нашей стране подняться выше в рейтинге конкурентоспособности в сфере инноваций и обогнать Китай, Индию и другие развивающиеся страны. А также отметил решающую роль пенсионных фондов в развитии венчурной индустрии в США.
А никто и не спорит с тем, что пенсионные накопления можно и даже нужно эффективно использовать в качестве долгосрочных инвестиций в российскую экономику. Но, во-первых, существует острый вопрос доверия, точнее, вопрос недоверия персонально Анатолию Чубайсу, поскольку не забыт негативный опыт приватизации под его руководством. А во-вторых, если уж инвестировать пенсионные накопления, то это надо делать не по принципу, предложенному главой «Роснано» — как воды в бассейн налить.
Венчурные инвестиции — это долгосрочные и рискованные инвестиции, поэтому первая часть вполне согласовывается с идеологией инвестирования средств НПФ. Но вторая часть определения вызывает много сомнений и опасений, поскольку успешные результаты развития венчурной индустрии возможны лишь при реализации системной и последовательной государственной политики, которая предполагает функционирование разнообразных государственных институтов развития российского венчурного рынка, а пока такие условия в РФ отсутствуют, считает доцент кафедры финансов и цен ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Диана Степанова:
— О возможности размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами (НПФ) в фонды прямых и венчурных инвестиций власти и инвесторское сообщество рассуждают давно. В текущих реалиях, когда уже десятилетие прямые и венчурные инвестиции в России растут более медленными темпами по сравнению с зарубежными рынками, этот вопрос особенно актуален.
Необходимый импульс дальнейшему росту рынка способны дать инвестиции НПФ. Венчурный рынок давно отмечает критическую нехватку денег институциональных инвесторов. Это особенно актуально в кризисные времена как сейчас, когда многие венчурные фонды предпочитают откладывать вложения в новые активы.
За первое полугодие 2020 года количество вложений в стартапы и венчурные сделки сократилось почти вдвое. Вернуть позитивный тренд динамике венчурного рынка способна инвестиционная активность НПФ, если им будет предоставлена такая возможность и гарантирована помощь и поддержка государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Еще весной «лед тронулся» и было дано поручение президента РФ правительству рассмотреть вопрос о разрешении подобных инвестиций. В настоящее время НПФ ориентированы, главным образом, на консервативную стратегию инвестирования, поскольку при оценке инвестиционных инструментов по такому параметру, как соотношение риска и доходности, а также с точки зрения сценариев стресс-тестирования приоритетными являются консервативные инструменты. В то же время на мировом рынке венчурных и прямых инвестиций НПФ являются одними из крупнейших игроков с долей альтернативных инвестиций в портфеле равняющейся 20%-30% (в том числе доля венчурных инвестиций — 1%-3% капитала).
Для управляющих компаний, которые инвестируют пенсионные накопления и резервы, такие инвестиции могут стать хорошим способом повысить доходность НПФ. Для венчурных фондов привлечение пенсионных денег может стать привлекательным источником финансирования из-за его масштабов. В системе негосударственного пенсионного страхования средств сейчас почти 4,5 трлн. рублей.
— Ещё одна заинтересованная сторона — государство. Нужно искать источники повышения инвестиций в национальную экономику, а вокруг «пенсионных» денег давно ходят с предложениями расширить их привлечение в национальную экономику.
Привлечение пенсионных резервов и накоплений на венчурный рынок может быть хорошим предложением и будет способствовать скорейшему выходу на значения показателей индустрии, характерные для периода до пандемии COVID-19. Однако необходимо ограничить долю таких инвестиций 3% от инвестиционного портфеля НПФ во избежание чрезмерной рисковой нагрузки. Повышать долю в нынешних условиях крайне рискованно.
При успешной реализации данного «пенсионного» инвестирования и внедрении защитных механизмов через года 3−4 можно подумать и об увеличении лимита. Открытие доступа для институциональных инвесторов к венчурному инвестированию и стимулирование их активности на биржевом рынке позволило бы повысить ликвидность рынка.
В случае реализации инициатив обязательно должны быть регламентированы дополнительные механизмы повышения безопасности таких инвестиций (диверсификация портфеля с помощью многоуровневой системы управления активами, перекрестное инвестирование, создание резервного фонда, установление лимитов и определение стратегий и пр.)
— Помимо регуляторных ограничений на данный момент существует много других преград для повышения активности НПФ на венчурном рынке РФ. Самый главный сдерживающий фактор — это неготовность фондов с их консервативной политикой, да еще в кризисные времена без гарантированной поддержки государства рассматривать подобные инвестиции. Заинтересованность НПФ в инвестировании на венчурном рынке можно повысить путем предоставления госгарантий по возвратности капитала.
Успешные результаты развития венчурной индустрии возможны лишь при реализации системной и последовательной государственной политики. К сожалению, на данный момент при функционировании разнообразных государственных институтов развития российского венчурного рынка в РФ отсутствует выстроенная цепочка институтов развития.