По результатам января и февраля 2016 года золото стало самым привлекательным активом по показателям доходности. Цена на драгметалл подскочила на 15%, и обогнала такие надёжные инструменты как облигации, трежерис и фондовые индексы (не только развитых стран, но и развивающихся рынков). Останется ли золото лучшим инструментом для вложения средств в этом году? С этим вопросом решили разобраться аналитики Aviarex Trading.
2016 год начался большим ростом
После того, как в прошлом 2015 году золото показывало серьезные потери, в начале этого года котировки на актив-убежище уверенно развернулись и продемонстрировали сигналы на «покупку» (длинные позиции по золоту находятся на максимуме за последние 12 месяцев). В феврале фьючерсы на золото выросли на 9,8%. Трежерис США выросли на 2,9%, а глобальный индекс MSCI All Country (он отслеживает изменение цен всех крупных рынков акций) упал на 6,5%. По замечаниям аналитиков Aviarex Trading, ближайший конкурент, Японская иена, по результатам двух прошедших месяцев выросла всего на 5,5%.
Количество позиций LONG (в покупку) по золотым фьючерсам и опционам выросло на 32% и составило более 132 тысяч контрактов (по данным CFTC). «Лонги» растут уже 8 недель подряд — такого не наблюдалось с 2012 г. Основные причины популярности жёлтого драгметалла – это замедление темпов роста мировой экономики и растущие сомнения в том, что ФРС повысит ключевую процентную ставку.
Котировки золота сейчас быстро растут из-за повышенного спроса, снижения предложения, отрицательного процента по банковским вкладам и облигациям, а также всеобщего непонимания перспектив глобальной экономики. Этот 2016-й кризисный год вполне может оказаться золотым.
SPDR Gold Shares (крупнейший в мире ETF-фонд по «жёлтому металлу») сообщил о привлечении 4,5$ млрд — это самый значительный приток капитала, зарегистрированный среди всех американских ETF. В Aviarex Trading напоминают о том, что меньше трёх месяцев назад инвесторы избавлялись от золота, так в декабре из-за распродажи его котировки протестировали 5-летний минимум.
Прогнозы от крупных игроков
Крупнейшие банки на фоне таких блестящих успехов золота в скором порядке начинают менять свои прогнозы. ABN Amro (один из крупнейших банков Голландии) пересмотрел свой годовой прогноз по золоту более чем на 40% до значения $1300 за тройскую унцию (это на 400 долларов выше прогноза, сделанного в декабре 2015 года).
Дэн Дэнбоу (управляющий USAA Precious Metals & Minerals Fund) высказал следующую мысль: «Золото стало главной темой года, и сейчас жёлтый металл называют «тихой гаванью», хотя летом для многих инвесторов это был «варварский выбор»».
В Societe Generale (лондонское отделение) не стали менять свои негативные прогнозы на 4-й квартал со значения $955 долларов за тройскую унцию.
Джеффри Кюри (старший сырьевой стратег Goldman Sachs) считает, что золото будет падать 4-й год подряд и к концу 2016 года котировки составят не более чем 1000$ за тройскую унцию.
Oversea-Chinese Banking Corporation (крупный сингапурский банк, который Bloomberg считает самым точным источником прогнозов по драгметаллу) сообщил свои ориентиры: «Мы считаем, что в этом году золото станет «супергероем», оно может взлететь до 1400$ за унцию, если глобальные риски ощутимо усилятся». В том же OCBC заявляют о возможности падения котировок до значения 1150$ к концу текущего 2016 года. Это произойдёт, если ФРС продолжит цикл повышения ключевой процентной ставки, невзирая на достаточно слабую макроэкономическую статистику США.
В Aviarex Trading отмечают то, что и Goldman Sachs, и Societe Generale ссылаются на Федрезерв. В банках полагают, что регулятор не станет делать паузу в ужесточении монетарной политики.
Как «желтый метал» торговался раньше?
Осенью 2010 года мир охватила настоящая золотая лихорадка. 7 октября на нью-йоркской бирже был зафиксирован абсолютный рекорд в $1366 за тройскую унцию (в Aviarex Trading напоминают, что золото тогда дорожало 11 торговых сессий подряд) — за это время мировой рекорд золотой дороговизны был побит девять раз. С начала года «желтый метал» подорожал почти на 25%, хотя всего за три года до этого, цена в $1000 за унцию казалась невероятной (в 2001-м году тройская унция золота стоила $276, в 2007-м уже $747).
Высокие котировки цен на золото стимулировали его добычу. Так власти Китая (крупнейший золотодобытчик в мире) объявили о том, что за восемь месяцев 2010-го года китайская добыча составила 217,95 тонны, а годовые темпы ее прироста достигли 8,85%.
Спрос на золото предъявляли не только биржевые спекулянты, но и частные лица, переводящие в золото свои накопления. Швейцарские банки отмечали тогда следующее: «Граждане чуть ли не записываются в очередь, чтобы воспользоваться банковскими ячейками, необходимыми для помещения купленных ими золотых слитков». А в китайской розничной торговле цена золота превысила 340 юаней (то есть $50) за грамм, однако граждан это не останавливало. Один из покупателей заявил китайским журналистам: «Конечно, для нас цена очень высока. Но нам просто приходится покупать золото сейчас, потому что потом оно будет только дороже».
Ситуация с котировками золота стала сильно напоминать ту, что была в 1979 году. Тогда, 30 лет назад, цена актива-убежища удвоилась со значения $200 до уровня $400 за унцию — арабские шейхи второпях приобретали слитки золота и помещали их в банки Швейцарии и США. А жители США, в свою очередь, тратили все деньги на золото, чтобы спасти их от инфляции, которая достигла тогда в США 13% годовых. Для обеспечения своей финансовой устойчивости швейцарские и немецкие банки так же усиленно покупали золото. В Aviarex Trading напоминают, что в январе 1980-го года мировая цена на золото достигла рекордных $850 за унцию. Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ и Катар (пять самых богатых стран ОПЕК) за год от повышения цен на нефть получили дополнительно $110 млрд и вложили их в золото, сообщив о том, что пример Ирана (на счетах которого в США было заморожено $8 млрд) заставляет их, в условиях политической и экономической нестабильности, не доверять банковским счетам.
Интересно было наблюдать, как в 2010-м году инвесторы и спекулянты обратили внимание на то, что ЦБ многих стран почему-то почти совсем перестали его продавать, и сделали вывод, что центробанки сомневаются в своей финансовой устойчивости. Свои валютные резервы центробанки, как правило, держат в государственных бумагах индустриальных стран, в первую очередь США. Достаточно трудно убедить граждан в надежности вложений в ценные бумаги, если известно, что все индустриальные страны в условиях нынешнего финансового кризиса довели государственные долги до такого состояния, что не знают, как их погашать (в европейских странах в этот период повсеместно принимались программы сокращения бюджетных расходов и увеличения бюджетных доходов).
Игроки на рынке золота обратили свое внимание на то, что в 2010-м году ФРС рассматривала возможность нового раунда смягчения денежно-кредитной политики для стимулирования американского экономического роста. Процентная ставка ФРС продолжала оставаться на нулевом уровне, и дальше снижать ее было уже некуда, поэтому ожидалось, что смягчение денежно-кредитной политики будет выглядеть крайне непросто. Если ФРС напечатает $1 трлн и на эти напечатанные деньги приобретет облигации американского казначейства, тем самым она окажет помощь бюджету страны, а изобилие долларов на внутреннем рынке заставит коммерческие банки снизить процент, под который они кредитуют предприятия, да и вообще имеющиеся в изобилии доллары заставят банки проводить более смелую кредитную политику и преодолеть, наконец, кризис недоверия на американском финансовом рынке. Но из-за печатания долларов (в таком большом объеме) существует опасность быстрого увеличения темпов инфляции, так что простые американцы могли начать вести себя так, как в 1979 году: скупать золото за быстро обесценивающиеся доллары. Из-за понижения курса доллара, по уже устоявшейся схеме, стали повышаться цены на нефть, так что нефтеэкспортерам пришлось думать о том, что делать с еще большим количеством нефтедолларов. И они продолжили покупать золото.
Отзыв Aviarex Trading о текущей ситуации
Сегодня картина наблюдается иная, нежели в 2010 году. Британский еженедельник The Economist пишет: «Страх является двигателем золотых цен. Один из швейцарских игроков на повышение этих цен любит называть золото страховкой от неизвестности, замечая, что глобальная экономика отягощена миллиардом непонятных вопросов. Они включают в себя силу китайской экономики, влияние падающих нефтяных цен на развивающиеся страны, ее производящие, долговые проблемы американских производителей сланцевой нефти и финансовую нестабильность глобальных банков. Более того, доллар — традиционный конкурент золота как убежища от нестабильности — в последнее время несколько ослаб».
Рост золотых цен совпал со снижением цен нефтяных (индустриальные страны вновь охватил страх дефляции, который привел к резкому снижению процентных ставок). В Aviarex Trading отмечают то, что хранение золота не дает процента, а чем ниже процент по банковским вкладам и облигациям, тем привлекательнее вложение денег в золото. А после того, как ведущие мировые центробанки довели дело до того, что ввели отрицательный процент по вкладам и облигациям, приобретение золота стало наиболее очевидной альтернативой хранению денег под матрасом.
World Gold Council (всемирный совет по золоту, который является организацией по развитию рынка для золотодобывающей промышленности) сообщил: «В четвертом квартале прошлого года центральные банки развивающихся стран показали настолько эффектный рост покупок золота, что явно будут продолжать демонстрировать его в течение всего года с целью продолжения диверсификации активов».
Учитывая то, что сейчас наблюдается снижение предложения золота (в четвертом квартале оно упало на 3%, а это первое квартальное падение с 2008 года) и оно будет продолжать снижаться из-за финансовых проблем добывающих компаний. В 2016-м году этот металл может остаться не только единственным привлекательным сырьевым товаром в мире, но и вообще единственным привлекательным объектом вложения денег.