Пока украинская правоохранительная система уже с новыми руководителями, после Революции Достоинства (а к примеру, генпрокуроров с приставкой и.о. или без за два с половиной года у нас было уже четыре) до сих пор не может довести до логического конца уголовные дела против представителей еще старого режима, количество известных беглецов политиков и судей только увеличивается.
Чего только стоят недавние нашумевшие побега нардепа от «Воля народа» Александра Онищенко, которого обвиняют в газовых махинациях или судьи-взяточника Николая Чауса?
Что касается первого, то уже больше месяца известно, что он находится в Великобритании и даже, вроде бы, уже попросил там политического убежища. В украинской прокуратуре заявляли, что попытаются добиться экстрадиции этого беглеца, но в целом ответственность за это дело возлагают на Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП). Пока Онищенко еще даже не объявлен в международный розыск. В НАБУ недавно рассказывали, что все соответствующие документы направили в Интерпол еще 10 августа, вот только из-за того, что речь идет о нардепа, решение о международном розыске придется ждать как минимум до октября.
По уже упомянутого Чауса, то он бы сейчас находится в оккупированном Россией Крыма. Оттуда его достать невозможно.
На прошлой неделе директор НАБУ Артем Сытник сообщал, что Чаус еще мог находиться на территории Беларуси и истинной информации об этом не было. В то же время антикоррупционные прокуроры заявляли, что готовятся к объявлении в международный розыск через Интерпол и этого судьи. Но на это также нужно время.
Что сделать, чтобы чиновники не убегали?
Проблема высокопоставленных беглецов от украинского правосудия не является новой, неприкосновенность нардепов и судей работает. Ведь без согласия парламента их невозможно было даже задержать. И не один нынешний парламентарий уже пафосно заявлял, что вот сейчас все изменится, ссылаясь на судебную реформу (изменения в Конституцию и новая редакция закона о судоустройстве и статусе судей, принятые еще в начале лета), которая должна вступить в силу с 30 сентября. С этого дня иммунитет судей должен стать существенно ограниченным, и касаться только их прямых профессиональных обязанностей. Представители власти хвастались, что задерживать подозреваемых судей во время преступления или сразу после совершения тяжкого преступления можно будет без чьей-либо согласия. И в большинстве случаев вопросами разрешений на задержание представителей украинской Фемиды, как и вопросами их назначения и увольнения, заниматься Высший совет правосудия. Этот новый орган должен прийти на смену нынешней Высшем совете юстиции, но персональный состав не измениться еще до 2019-го. Но даже для того, чтобы просто поменять вывеску и предоставить органу больше полномочий, парламент еще должен принять отдельный закон о Высшем совете правосудия, а времени очень мало. На самом деле соответствующий президентский законопроект уже готов, вот только к нему у экспертов много вопросов.