Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме с докладом по вопросам денежно-кредитной политики, не высказала особых опасений по поводу бегства вкладчиков из банковского сектора из-за низких ставок по депозитам.
По словам Эльвиры Набиуллиной, объем депозитов остается стабильным, а отток вкладчиков — это обратная сторона медали мягкой денежно-кредитной политики Центробанка. По ее мнению, все не так уж плохо, поскольку «депозиты не теряют до конца своей привлекательности — ставки выше инфляции, их будут выбирать люди, для которых надежность важнее доходности».
«Цель нашей политики — поддержание инфляции вблизи 4% — остается неизменной, — пообещала Эльвира Набиуллина. По ее словам, это обеспечивает ценовую стабильность, а также низкий и предсказуемый темп роста цен, а это — «важный якорь» и для людей, и для предприятий, для принятия ими решений о сбережениях, инвестициях, сохранения покупательной способности накоплений.
«Надо сказать, что для экономики переток сбережений из банковских депозитов на фондовый рынок приносит свои преимущества. Сбережения становятся основой для роста долгосрочных источников финансирования, таких как, например, корпоративные облигации. И все это работает на экономику. Это не снижает действенность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, он реализуется через финансовый рынок. Мы вот сегодня обсуждаем как раз денежно-кредитную политику и должны учитывать этот фактор перетока сбережений. Но, на наш взгляд, он не снижает эффективность трансмиссионного механизма, — считает Эльвира Набиуллина. — И к тому же увеличивает возможности российских компаний по привлечению финансирования через фондовый рынок, то есть деньги граждан все так же работают в нашей экономике — и в более долгосрочном формате, чем банковские депозиты».
Да, деньги вкладчиков, кинувшихся на фондовый рынок, вроде как работают. Но кто в итоге явно останется в выигрыше? Большинство, пожалуй, даже подавляющее большинство людей, вынужденно отказавшихся от депозитов из-за низких банковских ставок, совершенно не имеют практического опыта работы с ценными бумагами, представления о принципах работы фондовой биржи. Их деньги, вброшенные в фондовый рынок, вроде приносят пользу экономике — покупаются акции, облигации, векселя, сертификаты финансовых учреждений, чеки, инвестиционные паи и закладные компаний. Но получат ли новоявленные «биржевые воротилы» ожидаемый, да что там ожидаемый — хоть какой-то доход? Или совсем потеряют свои сбережения?
Очень просто здесь сказать: волков бояться — в лес не ходить. Мол, никто их насильно на биржу не тащит. Но ведь понятно, что большинство из них не собиралось и не собирается покорять какие-то финансовые вершины. Просто они лишились необходимой сберегающей доходности для своих накоплений, которую раньше обеспечивали банковские депозиты.
Теперь эксперты говорят, что рост ставок по депозитам может произойти только после повышения ключевой ставки Центробанка. После летнего понижения сейчас она находится на уровне 4,25% годовых. Экономисты ГК ФИНАМ полагают, что ключевая ставка ЦБ РФ продолжит снижение и в 2021 г. остановится в диапазоне 3,75−4,00%, в то время как разворот денежно-кредитной политики, по мнению экспертов вряд ли случится ранее 2022 года.
Снижение ключевой ставки Центробанком должно было удешевить заемные деньги, сделать их более доступными для бизнеса и населения. Но что-то пошло не так. В кредитно-финансовой сфере признают, что ситуация сложилась тупиковая.
«Дело в том, что банковские операции по предоставлению, размещению средств и по кредитованию — привязаны к ключевой ставке Центробанка. И при снижении ключевой ставки регулятором, финансовые ресурсы становятся дешевле для банков. Но при этом мы не видим на кредитно-финансовом рынке кредита значительного снижения ставок по целому набору видов.
Вот снижение ставок по депозитам видим очень отчетливо. На самом деле банки используют ситуацию, чтобы увеличить свою прибыль. По большинству или по многим видам кредитования ставки не снижались, а по ипотеке снизилась, но это во многом связано с льготной программой, а по малому бизнесу тоже только за счет льготных программ. А по депозитам они очень серьезно упали", — рассказал главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов.
И теперь вкладчикам приходится искать сберегающую доходность на фондовых биржах и т. п. финансовых инструментах.
«С такими подходами к клиентскому обслуживанию банки в будущем будут проигрывать альтернативным финансовым площадкам, — считает доцент кафедры финансов и цен ФГБОУ ВО „РЭУ им. Г.В. Плеханова“ Диана Степанова. — Это обусловлено усилившейся конкуренцией на финансовом рынке, где банкам приходится соперничать с финансовыми, брокерскими, инвестиционными, страховыми компаниями. Клиенты для реализации своих инвестиционных целей будут все чаще пользоваться услугами новых финансово-технологических компаний».
В принципе, ничего плохого в таких инвестициях нет. Но только здесь не получится просто купить и на долгое время об этом забыть, этими инструментами надо работать, причем, постоянно.
Назовем все своими именами — здесь надо уметь спекулировать. А как говорил известный финансист, советник двух президентов США Бернард Барух «Не спекулируйте, если не можете уделять этому все рабочее время».
Но, раз уж попали на игру, надо делать ставки. А там — как фишка ляжет.
Нет, тут, надо признать, Центробанк принял меры предосторожности, инициировав разработку законопроекта, направленного на защиту инвесторов-новичков. В результате чего появился закон «о категоризации инвесторов», предусматривающий введение ряда ограничений для неквалифицированных инвесторов и предоставления им возможности использовать надежные и понятные инвестиционные инструменты.
«Бурный рост числа розничных инвесторов происходит сейчас и продолжится в следующем году, отметила Эльвира Набиуллина. — И нам нужно не дать за это время людям разочароваться в фондовом рынке. Мы будем внимательно мониторить все практики продаж, раскрытие информации, но, возможно, понадобятся и более серьезные меры», — пообещала глава Центробанка.
Впрочем, разочаровавшиеся в банковских депозитах вкладчики нашли и активно осваивают еще один способ вложения денег: накопительное страхование жизни (НСЖ). За январь-сентябрь 2020 года объем премий, которые смогли собрать по НСЖ, вырос на 29% и составил 94,3 миллиарда рублей, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на главу Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса.
А в целом в стране страхование жизни выросло на 4% и составило 320 миллиардов рублей.
Но тут явно сработала уже «фишка» страховщиков: многие просто изменили название продуктов, переименовав ИСЖ — инвестиционное страхование жизни — в НСЖ — накопительное страхование жизни. Ведь термин «инвестиции» пугает тех, кто привык к депозитной безмятежности. Поэтому «накопления» — вполне привычный для них термин.
Хотя, по сути, в результате такого переименования риски никуда не делись. Оба вида страхования, и ИСЖ, и НСЖ, разделяют страховую премию на две части: одна инвестируется в надежные и низкодоходные инструменты для обеспечения возвратности средств клиента, а другая — в высокорискованные и высокодоходные с целью получения дополнительного дохода.
Но кто-то в этих нюансах пока не разобрался, а кто-то сделал хоть и вынужденный, но осознанный выбор — банковские депозиты все равно низкие, а на фондовой бирже приходится рисковать своими деньгами, вкладывая их в «чужие» предприятия. А в страховой сфере — накопления, да еще и дополнительное страхование, и медицинская защита. И вроде как «в себя» вкладываешь, и вроде как меньше риска.
Если бы не эти «вроде как» …