Огромное скопление наличности на руках населения создает инфляционные риски для всей страны, предупреждают эксперты. Но подобные риски не остановят отток денег с банковских счетов, сетуют другие, указывая на то, что в текущей ситуации банковское хранение уже перестало быть гарантией сбережения средств от инфляции.
На руках россиян накопилась рекордная сумма наличности. «Под матрасами», «в карманах» — у частных граждан, и в сейфах — у предпринимателей. И в отечественных рублях, и во всех других валютах. Сумма наличных на руках у граждан и в кассах российских предприятий по состоянию на 1 октября превысила 12 триллионов рублей, увеличившись за год на рекордные 28,3%.
«Такого не было, по крайней мере, с 2012 года. Для сравнения: перед самым коронакризисом — на 1 марта 2020 года — этот рост был в четыре раза ниже и составлял всего 7,1%», — заявил агентству РИА «Новости» начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Он отметил, что основной вклад в прирост объема наличных внесли март (рост 5,9% за месяц) и апрель (6,6%). Это связано с паническими настроениями начала эпидемии и кризиса, когда граждане массово забирали деньги из банков. Но летний и осенний периоды не особо скорректировали этот процесс в лучшую сторону. Поэтому эксперт предупредил, что большой «навес» наличных на руках населения создает инфляционные риски.
Рост объема наличных денег на руках у населения замедлится в ближайшие месяцы, а в следующем году возможно даже его снижение за счет возврата денег в банковскую систему России, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков: «Но с учетом невысоких ставок по депозитам даже после снижения заболеваемости коронавирусом объем наличных вне банковской системы будет снижаться постепенно, этот процесс может растянуться на весь 2021 год».
Деньги вернутся в банки при условии стабильности банковской системы и росте доверия к государственной политике в области финансов, считает эксперт по финансово-правовой безопасности бизнеса МГО «Опора России», руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин. По его мнению, отток денег с банковских счетов вызывают такие факторы, как, например, отзыв Центробанком РФ лицензии у какого-то относительно крупного банка, а также слухи о деноминации национальной валюты.
Но впереди — очередная волна оттока вкладчиков из банков, и речь идет о триллионах рублей, которые россияне будут пытаться спасти от нового 13%-го налога, считает главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов:
— В настоящее время совпало сразу несколько факторов, негативно сказавшихся на нежелании российских граждан держать вклады в банках. Во-первых, это действительно очень серьезное снижение ставок, которые мы наблюдаем. Сейчас это ставки в крупнейших банках по вкладам 3%-4% — в зависимости от видов вкладов — снимаемых или не снимаемых. При том, что год или два назад они были 7%-8%. И уж тем более не будем говорить, какие они были в 2014—2015 годах.
А во-вторых, со следующего года вступает в силу налог на вклады — это еще минус 13%. Причем, можно уже совершенно точно констатировать, что налог — это, по сути, выстрел в ногу самим себе. Потому что он принесет небольшие деньги в бюджет, но очень сильно снизит и доверие к банковской системе и желание держать средства на вкладах. В результате деньги могут пойти в различные инструменты фонового рынка, в криптовалюту, в недвижимость и т. д. Но все это очень большой риск: и банки потеряют рынок, и граждане — на таких инвестициях. Тем более, что при принятии этого налога не было учтено, что в ряде банков проценты по банковским вкладам уже находятся на уровне инфляции.
И получается, что если взять из этого налог, то проценты по вкладам уже не будут компенсировать инфляцию. И никакого смысла держать их на вкладах не остается. На мой взгляд, если вводить такой налог, то брать его надо с превышения ставки по вкладу над инфляцией. Потому что у нас, в отличие от Европы или, скажем, Японии, рост инфляции достаточно ощутимый, а в некоторые периоды очень даже значительный.
А третий фактор — это пандемия и связанные с этим опасения населения, что доступ граждан к своим деньгам в этот период может быть затруднен. Из-за этого большая часть населения предпочитает в это время держать средства на руках. Это и сомнение в устойчивости самой банковской системы, и отношение к какому-то конкретному банку, и ожидание того, что могут быть введены такие жесткие условия карантина, при которых эти деньги не удастся получить. А когда они под рукой — это как-то вроде надежнее.
И вот в совокупности эти факторы приводят к бегству с банковских счетов. При этом налог по вкладам пока никто отменять не собирается. Нам придется терпеть его весь 2021 год. К тому же, низкая ключевая ставка, установленная Центральным банком, может быть еще снижена. Хотя для тех, кто сберегает денежные средства на вкладах, доходность уже очень низкая. А с учетом введения 13% налога совсем пропадет.
Поэтому пока не приходится говорить, что есть перспектива возврата этих денег в банковскую систему. Пока нет возрождения доверия к банковской системе, и люди продолжат забирать вклады — кто-то пойдет на биржи, кто-то в недвижимость.
— Когда запускалась программа льготной ипотеки, она подавалась под таким соусом, что повысится доступность жилья. И на первом этапе доступность действительно несколько повысилась, потому что ставки по ипотеке снизились. Но затем начался рост цен на жилье. Потому что не последовало пропорционального расширения предложения. Где-то оно наблюдается, но в ряде регионов оно объективно ограничено. И в результате мы видим очень значительный рост цен.
Получается, что жилье снова не является доступным. Сколько раньше платил человек по более высокой ипотечной ставке, столько же он заплатит и сейчас, потому что стоимость жилья выросла. Пусть даже ставка снизится — он будет платить дольше. Просто более высокая цена растянется на более долгий срок ипотечных выплат. В такой ипотеке граждане только проиграют, поэтому на такие программы надо очень внимательно смотреть. А с учетом того, что сейчас возникла перспектива вывода части средств со вкладов, которые могут пойти в том числе на жилье, то это еще больше подтолкнет цены и снизит доступность жилья.
— Те, кто уже не считает, что банковские вклады являются наиболее надежным инструментом, на самом деле вступают в рискованные сферы. Они вложат свои средства в наличную валюту, в какие-то иные активы — драгоценные металлы, криптовалюту и на фондовый рынок. Но это увеличит риски потери средств. Ну и, как следствие, если такие потери будут значительные, то это создаст риски для социальной стабильности. Вот такая перспектива. Для того, чтобы эта перспектива не реализовалась, государству нужно более выверено проводить свою политику, и все-таки не допускать чрезмерных перекосов в кредитно-денежной, налоговой сферах.
«СП»: — Распределение сбережений по разным счетам в разных банках не спасает от 13% налога?
— Нет, к сожалению. Этот налог будет браться не с превышения миллиона рублей в каждом банке. Налоговой службой будет произведен учет по всем счетам во всех банках, и после этого будет взыскан налог 13% с общей суммы превышения миллиона рублей. Люди конечно, будут как-то выкручиваться, например, распределять сбережения частями до миллиона по вкладам на родственников. Но в целом, это не решит проблемы.
Уже сейчас больше половины сбережений, если брать по объему, это крупные сбережения, превышающие миллион. В среднем, примерно, свыше 1 миллиона 400 тысяч рублей. Соответственно, речь идет о триллионах рублей — стимул держать их на вкладах при введении 13% налога значительно снизится. И последствия этого могут быть не такими безобидными, как кажется на первый взгляд.
Это и риски граждан, и угроза финансовой стабильности на каком-то этапе, если это обретет масштабный характер. Поэтому, на мой взгляд, необходимо все-таки более взвешено принимать меры, а не экстренно их объявлять в период пандемии, прикрываясь какими-то благовидными предлогами. Ни одна страна в мире не повышала налоги в период кризиса, особенно налоги на вклады. Ни одна. Это очевидная глупость.