Германия может обратиться в ООН с жалобой на США из-за угроз Вашингтона ввести санкции против газопровода «Северный поток-2». Как рассказал глава комитета бундестага ФРГ по энергетике Клаус Эрнст в беседе с RT, сейчас Берлин изучает возможность такого обращения, так как недопустимо, когда одна страна предписывает другому суверенному государству или суверенному Европейскому союзу, как решать вопросы собственного энергообеспечения. По словам Эрнста, это «противоречит любым разумным отношениям».
Политик подтвердил заявление Европейской комиссии, которая ранее назвала санкции против «Северного потока-2» нарушением международного права. Он даже допустил, что после обращения в ООН Германия может подать жалобы в соответствующие суды.
Сейчас немецкие власти утверждают, что намерены довести до конца проект, несмотря на усиливающееся давление со стороны США. Так, министр энергетики, инфраструктуры и цифровизации федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания Кристиан Пегель в интервью заявил, что идет активный поиск решений, которые позволят завершить строительство, но действия и угрозы США значительно осложняют эту задачу.
«Наше твёрдое намерение — довести совместный проект „Северный поток — 2“ до конца, однако сейчас этому мешают многие враждебные кампании. Прежде всего, санкции, введённые в прошлом году, привели к тому, что важные трубоукладочные судна, были выведены из зоны строительства из-за санкций и угроз. На фоне приостановки строительства мы надеемся, что консорциум найдёт новое решение, чтобы завершить строительство», — заявил Пегель.
Чиновник отметил, что американские власти оказывают сильное давление не только на немецкое руководство, но и на компании, которые заинтересованы в завершении проекта, в том числе и в «эмоциональном плане».
Например, не так давно немецкий производитель электроэнергии Uniper не исключил, что проект вообще не будет доведен до конца. Американские сенаторы угрожают санкциями и немецким портовым городам Мукран и Засниц, где базируется логистический центр проекта.
По оценкам российских экспертов, пока что достроить «Северный поток-2» еще можно, хотя не совсем ясно, как именно. Из двух российских судов, которые могли бы проводить работы, «Фортуна» уже отозвана арендаторами, а «Академик Черский» по каким-то причинам не приступает к работам, возможно, потому, что так и не был переоборудован для работы с трубами необходимого диаметра.
При этом достроить осталось всего 6% трубы. Так что если работы все же будут начаты, запустить «Северный поток-2» в эксплуатацию можно будет во втором квартале следующего года. Конечно, при условии, что Германии удастся что-то противопоставить американским санкциям.
— Возможное обращение германских властей в ООН носит декларативный характер и должно стать определенным сигналом властям США о том, что Берлин не согласен с введением экстерриториальных санкций против «Северного потока-2». Они влияют на экономику Европы и делают ее более зависимой от поставщика энергоресурсов в лице США, от которых Германия и так очень сильно зависит по многим параметрам. Это признак того, что Германия не может договориться по официальным каналам со своими военно-стратегическими партнерами, поэтому ищет возможности третейских решений.
Если говорить о юридических обоснованиях, есть как минимум две возможности для обращения властей Германии в ООН. Проблема в том, что в силу концепции государственного суверенитета, США никак не могут быть ограничены в своих действиях по принятию решений в отношении «Северного потока-2». Нет никакого международного органа, который заставил бы Вашингтон принять или отменить то или иное решение.
ООН в данном случае является лишь площадкой для обсуждения экстерриториальных санкций. Более прагматичным, кстати, было бы обращение в ВТО, так как действия США нарушают правила свободной торговли и обмена энергоресурсами. У ВТО есть инструментарий для отмены тех или иных решений. У ООН же нет органа, чьи постановления были бы обязательны для США.
В Совете безопасности ООН Вашингтон сам может заблокировать любое решение, наложив на него вето. Что касается Международного суда, США вообще не признают его юрисдикцию. А если государство не согласно, чтобы международный суд или другой орган имел право выносить решения в его отношении, это решение может быть не исполнено. Даже если Международный суд вынесет вердикт, что США неправомерно ввели санкции, никаких последствий для них не будет, поскольку они никогда не признают эти решения.
К примеру, Америка не признает юрисдикцию Международного уголовного суда, по очень простой причине — солдаты США в разных частях света совершают воинские преступления и могли бы быть привлечены к ответственности за них, если бы они были подсудны этому органу.
— Скорее всего, власти США, несмотря ни на что, смогут продавить экстерриториальные санкции и воспрепятствовать реализации или работе «Северного потока-2». Это может быть сделано благодаря тому, что США обладают ключевым финансовым инструментарием. Сегодня невозможно вести международный бизнес и быть полностью независимыми от Соединенных Штатов Америки.
Вне зависимости от желания властей Германии, у международных компаний, которые принимают участие в проекте «Северный поток-2», после вступления в силу этих санкций, могут быть арестованы активы. Например, все денежные средства, которые проходят через американские банки. А большинство банков мира имеют корреспондентские счета в долларах США, иначе невозможно проводить расчеты. Любые денежные средства этих компаний в долларах могут быть арестованы.
Конечно, для бизнеса это неприемлемое решение. Но, к сожалению, вполне возможное, поскольку нет эффективного метода противодействия. Все заявления властей Германии будут носить декларативный характер. Они и в самом деле против, потому что их компании будут нести миллиардные убытки. Они будут как-то реагировать и пытаться защищать интересы своего бизнеса, но никакого реального эффекта от этого не последует до тех пор, пока не будет достигнут разумный компромисс, на основании которого США согласятся на расширение экспортных возможностей России в Европу.
В каком случае это станет возможным сказать сложно, но других вариантов нет. Как мы видим, Америка, начав вводить санкции, не останавливается, пока не добьется желаемого. Пока они полностью не заблокируют «Северный поток-2», они не остановятся. Для них это своего рода идея фикс. Они не могут ввязаться в вооруженный конфликт с Российской Федерацией, так как это чревато непоправимыми последствиями.
Но они видят безопасность и безболезненность санкционных игр и нанесения экономического ущерба России и странам Европы. Пока они будут видеть, что им это сходит с рук, они будут играть в эти игры. Только если они увидят, что могут получить ответный ущерб, они остановятся, но что это может быть — вопрос пока открытый.
— Попытки заявить об ответных контрсанкциях нужно воспринимать на фоне того, что срок канцлерских полномочий Ангелы Меркель заканчивается. Принять санкции аналогичные китайским Германия не сможет по политическим причинам в силу сильной зависимости от США. Есть информация, что существует документ с обязательствами сохранять лояльность в отношении США, который подписывает каждый руководитель Германии, вступая в должность. Этой бумаги никто не видел, но это секрет Полишинеля.
Власти ФРГ ограничены определенными рамками, выйти за которые они не могут. Хотя у властей Германии и ЕС есть реальная возможность договориться с властями США. Но они этого не делают, а ведут игру на публику, чтобы ввести в заблуждение общественное мнение и создать впечатление, что Берлин независим от Вашингтона. Но реальных действий против США Германия предпринять не сможет.
А если сжиженный газ из США будет сопоставим по ценам с российским трубопроводным, чего и добивается Америка, у властей Германии не будет даже аргументов и экономических оснований для ответных мер.
Так что сейчас либо должны быть предприняты шаги, чтобы отрезвить Вашингтон, чтобы они начали действовать более осторожно. Либо остается ждать, чтобы он нашел себе другую игрушку, например, Иран и отмену эмбарго. Если США переключатся на другие международные вопросы, через какое-то время «Северный поток-2» через лазейки в обход санкций может быть реализован.