Иностранцы смогут получить вид на жительство (ВНЖ) в России в обмен на инвестиции в экономику. Соответствующий законопроект разработало Минэкономразвития.
По информации «Известий», для того, чтобы получить российский ВНЖ нужно будет вложить в ИП 10 млн рублей и принять на работу 10 человек, либо владеть гособлигациями или недвижимостью на 30 млн рублей, либо несколько лет владеть российской компанией, вложив в нее 15 млн рублей.
«Предоставление вида на жительство должно быть стимулом для иностранных граждан, заинтересованных во вложениях в нашу экономику, но не формировать ложных предпосылок к получению миграционного статуса», — цитирует издание первого замглавы Минэка Михаила Бабича.
По данным МВД, наибольшим спросом ВНЖ России пользуется у граждан Таджикистана, Украины, Казахстана, Узбекистана и Азербайджана. Большинство из них — простые работяги, дврники и строители. Также он может заинтересовать представителей «тревожных юрисдикций» — стран Ближнего Востока и Африки, считают «Известия».
В России довольно широко известна программа так называемых «золотых паспортов» Кипра. Однако, этой осенью она была свернута после того, как журналисты доказали, что документ могут получить иностранцы с криминальным прошлым.
Директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС Владимир Малахов считает, что Россия отстает в вопросе привлечения частных инвестиций из-за рубежа.
— Предоставление ВНЖ в обмен на вложения в экономику — мировая практика. Надо стремиться привлекать инвесторов. Россия проигрывает эту конкуренцию всем развитым странам, куда идут капиталы. И даже на фоне таких стран, как, например, Казахстан, мы смотримся тоже не очень хорошо. Тенденция не в нашу пользу. Люди разворачиваются от России.
Оценить возможные объемы инвестиций, которые придут в страну, я не берусь. Многое зависит от правоприменительной практики. Что касается социальных и политических последствий привлечения иностранцев, то, конечно, нужно внимательно смотреть не имеет ли капитал, который инвестируют в Россию, темное происхождение. Это возможно сделать. Было бы желание.
— Эта инициатива, наверное, не плохая. Я сторонник того, что если у человека есть определенное количество денег, то надо ему дать за них статус проживающего. Только надо обсудить сумму, чтобы это не свелось к совсем уж не большим деньгам — это будет не правильно.
Кроме того, надо обсудить порядок инвестирования. Чтобы не получилось так, что мигрант подтвердит некие свои накопления, собрав на счете в банке деньги со всей деревни, а потом перераздаст их следующему претенденту на ВНЖ. Это абсолютная профанация идеи.
— Дай, бог. Но надо понимать, что к нам едут все-таки не те люди, которые могут что-то инвестировать. К нам едут дворники. Поэтому доля таких инвесторов среди мигрантов будет совсем не большая. Но пусть она будет. Есть пример Мальты, других стран. Лучший опыт надо использовать.
По словам, заведующей Лабораторией экономики народонаселения и демографии МГУ Ольги Чудиновских, существующие с 2014 года правила привлечения зарубежных инвесторов российским гражданством дали почти нулевой результат.
— Напомню, в 2014 году в России был принят закон, который упростил получение гражданства мигрантам со средствами. С 2019 году к ним добавили выпускников наших вузов и высококвалифицированных специалистов (135 профессий). А в прошлом году было принято решение упростить эти процедуры, что мы сейчас и наблюдаем.
Как выяснилось, инвесторам-предпринимателям российское гражданство не интересно. Граждане из дальнего зарубежья рассматривают Россию как место ведения бизнеса, а не место получения гражданства. Согласно статистике, с 2015 года гражданство РФ получили шесть индивидуальных предпринимателя, а инвесторы — ни одного.
— Так что пусть им будет разрешено в более простом порядке получить ВНЖ. Это совершенно нормально. Пусть приезжают, привозят деньги, создают рабочие места. Масштаб этого явления зависит от экономической политики. Как мы знаем, у нас и для своего бизнеса условия не очень хорошие. Может быть счет получивших ВНЖ инвесторов пойдет на десятки.
О рисках предоставления ВНЖ России за деньги нам рассказал политический активист, экс-военнослужащий армии ДНР Бенес Айо, получивший недавно в России политическое убежище.
— Программа предоставления гражданства в ускоренном порядке в обмен на вложения в экономику уже действует в России. Мне известно, что она носит очень ограниченный характер. Видимо, сейчас хотят снизить планку, чтобы можно было обойтись меньшей суммой.
Думаю, это связано с экономическими проблемами России. Производства, как известно, у нас почти нет. В основном мы сидим на продаже углеводородов. Доля нефтегазовых доходов в бюджете — чуть ли не половина. А в советское время было 8 процентов. К тому же нефть дешевеет.
Современная Россия — государство сильного социального расслоения. Один процент населения владеет тремя четвертями национального богатства. В стране 20 млн бедных. Реальные доходы населения падают. Чтобы исправить это власти и решили заманить деньги в страну.
— Более чем вероятно. Новая администрация Байдена планирует продолжить давление на Россию. Очень опасно если союзники Вашингтона — саудовские шейхи начнут формировать, например, из бывших боевиков ИГИЛ* скрытые структуры по подрыву нашей экономики, а возможно и политики, используя открывшиеся легальные возможности. Особенно на Кавказе.
Или не дай бог миллиардеры из Азии, если получат ВНЖ, начнут скупать наши земли в той же Сибири и вырубать леса. Они уже много чего вырубили, давая взятки нашим продажным чиновникам. Подчеркиваю, опасность представляют не обычные граждане, а именно богачи — миллионеры, так как их цель — прибыль, ради которой они могут пренебрегать национальными интересами РФ.
«СП»: — То есть предложение Минэка не годится?
— В России за последнее время численность населения снизилась на 186 тысяч человек. Из-за низкого уровня жизни, плохой медицины страна вымирает. Поэтому безусловно нам нужно привлекать людей. Но это должны быть в первую очередь высококвалифицированные специалисты, ученые. Они полезны, известны и угрозы не представляют.
А кроме того надо давать и ВНЖ, и гражданство патриотам России на постсоветском пространстве: на Украине, в Молдавии, в Казахстане. Тем, кто уже посвятил свою жизнь защите русских национальных интересов. Например, ополченцам Донбасса. Они, кстати, хорошо владеют русским языком. Это должно делаться автоматически, а не годами. А то есть случаи, когда людей выдворяют из России.
— Сейчас все уже нормально. Я получил политическое убежище в России. Никаких претензий у меня нет. Теперь, чтобы получить ВНЖ по закону надо сначала получить так называемое разрешение на временное проживание (РВП), а через восемь месяцев можно будет подать на ВНЖ. Я планирую это сделать со временем.