Российские бизнесмены с замиранием сердца ждут нового локдауна (массового принудительного закрытия общественных мест и организаций) из-за второй войны коронавируса. Федеральные власти настойчиво опровергают возможность введения еще одного карантина, но очевидно, что резкий рост числа больных заставит задуматься о новых ограничительных мерах.
И это при том, что старые пока что действуют: например, в целом ряде регионов страны (включая, например, Краснодарский край с его курортами) до сих пор не открылись кинотеатры. Похоже, и не откроются…
Ну а бизнесмены заранее пересчитывают возможные убытки, если Москва все же решится на жесткие карантинные меры — такие же, как те, что действовали в апреле-мае. О том, какие отрасли пострадают больше всего в случае нового локдауна, «Свободная пресса» спросила экспертов.
«СП»: — Как вы считаете, многие ли отрасли не переживут новый локдаун?
— Да, действительно, для стратегически важных отраслей российской экономики, в частности промышленности, сельского хозяйства, добычи энергоресурсов и т. д., такие локдауны 2020 года, по сути, являются очень важным «лечебным курсом» с элементами терапевтических и хирургических приемов.
Без такой вынужденной необходимости трансформации бизнес-процессов, разговоры и невнятные, но дорогостоящие мероприятия по цифровизации национальной экономики могли бы продолжаться еще довольно долго.
— Не считая, например, транспорта, туризма, общественного питания, частично ритейла, страдают и проигрывают не отрасли, а отдельные игроки рынка. Проигрывают от отсутствия желания или воли меняться. Страдают от сильнейшего дискомфорта, от разрушения парадигм, которые создавали ощущения стабильности.
Со сдержанным скепсисом смотрит на ситуацию и ведущий аналитик финансовой компании Forex Optimum Иван Капустянский:
— Если следующий локдаун и произойдет, то, вероятно, будет менее жестким. Во-первых, власти будут максимально осторожными в выборе ограничительных мер, понимая тот факт, что малый и средний бизнес второй полноценной самоизоляции может не пережить.
Во-вторых, сам бизнес во многом подготовился ко второй волне. Среди отраслей, которые будут чувствовать себя отлично во время кризиса будут все те же «лица». Это интернет-ретейлеры продуктов, вещей, курьерские службы, стриминговые сервисы. То есть все те компании, которые обслуживают людей на самоизоляции.
— Повлияет, но не значительно. Люди также продолжат ходить в кафе, гулять в парках и заниматься другими делами на улице, но, главным образом, снизится трафик в общественном транспорте, где вероятность заразиться коронавирусом выше всего.
Однако, чтобы трафик снизился, властям необходимо не рекомендовать перевести сотрудников на «удаленку», а обязать. Переход на удаленку не затронет отрасли, которые связаны с жизнеобеспечением людей. Коммунальные службы, компании, которые работают на стратегически важные военные и гражданские объекты.
— Те же, что и в первый раз: общепит, туризм и логистика, ивент-агентства, парки развлечений, кинотеатры, катки и т. д. То есть все те компании, которые обеспечивают досуг людям вне дома, не предоставляют услуги первой необходимости и не продают товары первой необходимости.
Бизнес станет более автоматизированным
О том, как относятся к перспективам введения локдауна не в Москве, а в регионах, рассказала член правления Торгово-промышленной палаты Оренбургской области Татьяна Демина. По ее словам, бизгнес к новому карантину уже подготовился.
— В силу того, что многие компании сделали выводы и осуществили перестройку своих бизнес-моделей под большую гибкость, я считаю, что малый бизнес понесёт меньшие потери.
За исключением, конечно, отраслей, работающих в контакте с населением: это ивент-компании, концертная, туристическая отрасль, кафе и рестораны, детские образовательные учреждения.
— Крупный промышленный бизнес, будет, конечно, испытывать давление и ограничения, связанные с нехваткой рабочей силы из-за увеличившегося количества заразившихся, а также вынужденной изоляции контактных. А это особенно важно на конвейерном производстве. Думаю, это приведёт к срыву цепочек поставок и хаосу в отложенных бизнес-процессах. Зато потребует большей автоматизации бизнеса и повышение его системности.