Говорим о клубе анонимных инвесторов

0

Рынок элитного алкоголя очень слабо зависит как от развивающихся в глобальной экономике макроэкономических трендов, так и от динамики других, более традиционных для инвесторов сегментов финансового рынка. По сути, рынок «инвестиционных» алкогольных напитков большую часть времени живет по своим правилам, практически не реагируя на внешние раздражители.

При всем богатстве выбора…
У частного инвестора есть возможность вложиться в любой из существующих алкогольных напитков, однако чаще всего в качестве объектов инвестиций инвесторы выбирают вино и виски, руководствуясь преимущественно соображениями ликвидности осуществленных инвестиций. При вложениях в остальные алкогольные напитки, в частности, абсент, байцзю, водку, джин, разнообразные ликеры, кашасу, кальвадос, коньяк, мескаль, ром, текилу и т. д., проблема «выхода» из имеющейся инвестиционной позиции, причем вне зависимости от ее размера, становится для инвестора чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что у всех этих алкогольных напитков просто нет ни развитого внебиржевого рынка, ни стандартизированного биржевого рынка: на практике инвесторы в экзотические алкогольные напитки либо работают напрямую друг с другом, либо пользуются услугами специализированных дилеров, размер вознаграждения которых может достигать 15-20% от стоимости проданного напитка. Кроме того, инвестирование в «алкогольную экзотику» предполагает, что инвестор не ограничен жесткими временными рамками: согласно оценкам дилеров, работающих на этом рынке, средний срок поиска покупателя на подобные напитки колеблется от 6 до 12 месяцев.

Говорим о клубе анонимных инвесторов

Наиболее ликвидный алкоголь – это вино и виски
Что же касается других способов продажи элитных алкогольных напитков, то они весьма ограничены: известные аукционные дома предпочитают работать преимущественно с дорогостоящими напитками (от 10-15 тыс. долл. за бутылку), специализированные магазины, готовые заниматься реализацией элитного алкоголя, есть далеко не везде, а интернет-магазины пока лишь набирают популярность у инвесторов (чаще всего, они работают в нижнем ценовом сегменте на рынке элитного алкоголя).

С ликвидностью инвестиций в вино и виски ситуация обстоит значительно лучше.

Во-первых, на мировом рынке и вина, и виски существует достаточно развитый, хотя и довольно закрытый с информационной точки зрения внебиржевой рынок. Так, на винном рынке безусловным лидером по объему внебиржевой торговли вином является Бордо. В свою очередь, рынок виски является менее «концентрированным» с географической точки зрения: условно его можно разделить на европейский (к примеру, Шотландия и Ирландия), американский (США и Канада) и азиатский (преимущественно – Индия).

Во-вторых, на этих рынках постепенно формируется и биржевая инфраструктура. В частности, в 1999 году была открыта Лондонская международная биржа вина (The London International Vintners Exchange, более известная как LIV-EX), а в 2007 году появилась первая в мире Всемирная биржа виски (World Whisky Index или сокращенно – WWI).

Говорим о клубе анонимных инвесторов

Бочка или бутылка?
Среди частных инвесторов наиболее распространенной является покупка готового к употреблению алкогольного напитка либо непосредственно у производителя, либо у дилеров. Причем, на протяжении последнего времени повышенным интересом у участников рынка пользуются напитки, выпущенные ограниченными сериями (в мировой практике лимитированной считается серия, количество бутылок в которой не превышает 10 тыс., причем минимальное количество бутылок в серии не ограничено).

Каждая выпитая бутылка способствует росту цен
Инвестиционная логика при работе с алкогольными напитками, выпущенными ограниченными сериями, весьма проста: по большому счету, инвестор рассчитывает на то, что каждая выпитая бутылка из «его» серии будет способствовать росту цен (проще говоря, чем меньше бутылок из лимитированной серии остается на рынке, тем дороже они становятся).

Помимо этого, важным фактором роста стоимости алкогольных напитков является их постепенное «созревание» с течением времени при условии правильного хранения (у вина этот период может затянуться до 100 лет, а у виски – до 60 лет).

В среднем доходность этой стратегии колеблется в диапазоне от 8% до 16% годовых.

Еще одним вариантом вложений на рынке элитного алкоголя можно считать инвестирование в алкогольные напитки примерно за несколько лет до момента их разлива в бутылки (инвестиции на стадии «еще в бочке»). Основное преимущество этого варианта вложения средств состоит в том, что инвестор покупает напиток намного дешевле – как минимум, на 15-20% — однако на этой стадии качество приобретаемого напитка можно оценить лишь очень приблизительно, что значительно повышает риски инвестирования. Иными словами, выбор такого варианта работы с алкогольными напитками очень сильно напоминает покупку «кота в мешке». Большему риску этой стратегии соответствует и большая доходность: используя ее, инвесторы могут заработать до 20-25% годовых.

Говорим о клубе анонимных инвесторов

Как правило, с целью диверсификации рисков инвесторы предпочитают формировать коллекции алкогольных напитков или вкладывать в несколько напитков на стадии «еще в бочке», что позволяет им до определенной степени сгладить конъюнктурные колебания алкогольного рынка. Однако единого «инвестиционного рецепта» по количеству и структуре коллекции алкогольных напитков просто не существует: они определяются исключительно финансовыми возможностями инвестора.

Тем не менее, оба рассмотренных варианта инвестирования, по своей сути, изначально предполагают действия инвесторов по принципу «купил и держи», т. е. обе они являются долгосрочными.

По мнению финансового советника Сергея Галкина, минимальный «срок инвестирования в вино составляет 5 лет». При этом эксперт отмечает, что рекомендуемый временной горизонт инвестирования в алкогольные напитки в мировой практике составляет не менее 10-15 лет, а Евгений Сеган, бренд-амбассадор Inkerman International AB, добавляет, что «инвестирование становится интересным, если перешагнуть отметку 10 тыс. долларов».

Когда нельзя, но очень хочется
На рынке элитного алкоголя инвестору доступны и несколько альтернативных способов инвестирования, но при этом в силу особенностей отечественного законодательства абсолютно все они могут быть реализованы только за рубежом.

«Говорить об инвестициях в вино в России бессмысленно, потому что это противозаконно»
Во-первых, ввозить элитный алкоголь в Россию просто не выгодно в силу специфики таможенного и налогового законодательства. Например, при ввозе элитного вина на территорию нашей страны инвестору придется уплатить ввозную таможенную пошлину в размере 20% от стоимости напитка, налог на добавленную стоимость по ставке 18%, а также акцизы. Если прибавить к этому расходы на доставку напитка и оплату услуг посредника, организовавшего ее, то его итоговая стоимость алкогольного напитка для инвестора вырастет примерно в 2 раза по сравнению с первоначальной.

Во-вторых, согласно действующему российскому законодательству физические лица не имеют права перепродавать алкогольные напитки, т. е. алкогольный напиток в страну можно ввезти лишь для собственного потребления или в качестве подарка.

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, считает, что «говорить об инвестициях в вино в России бессмысленно, потому что это противозаконно», при этом он подчеркивает, что «самая большая проблема, которая у нас существует, – это проблема отсутствия вторичного рынка вина».

Говорим о клубе анонимных инвесторов

И все же первый способ вложения денег в этот рынок – это самостоятельное формирование коллекции алкогольных напитков. Подобный подход позволяет частным инвесторам значительно снизить уровень издержек: как минимум, при выборе этого способа они могут сэкономить порядка 1-5% от стоимости напитка на услугах консультантов, специализирующихся на работе на алкогольном рынке.

При этом у инвестора возникают затраты на хранение приобретенных напитков: на винном рынке ежегодная стоимость хранения колеблется от 2% до 4% от стоимости бутылки. Вино требовательно к температуре и влажности; его хранение предполагает отсутствие света, посторонних запахов и вибраций; бутылка хранится строго горизонтально и абсолютно неподвижно. На рынке виски эти расходы редко «перешагивают» за 1%, поскольку этот напиток намного менее «требователен» к условиям хранения: ему достаточно стабильного температурного режима, отсутствия света и вертикального положения бутылки.

Сандро Хатиашвили, соучредитель и преподаватель школы вина «Энотрия», отмечает: «Люди предпочитают хранить вино за границей, во Франции, Италии, Швейцарии и т. д. Там, где покупают недвижимость».

«Значительная часть мирового производства вина не годится для инвестиций»
Недостатком этого варианта является то, что для получения достойного инвестиционного результата инвестор должен прекрасно разбираться в «инвестиционном» алкоголе. Говоря о необходимости специализированных знаний при работе с элитным алкоголем, управляющий партнер компании AVC Advisory Вероника Тишкова, в частности, подчеркивает: «Значительная часть мирового производства вина не годится для инвестиций. Небольшой срок годности, низкое качество, большие объемы производства и отсутствие существенного роста стоимости делает большинство вин не стоящими инвестирования. В действительности, инвестиционные первоклассные вина составляют лишь 1% от мирового рынка вина, 80% которых поставляются из лучших виноделен Бордо».

Следующий способ – это создание коллекции напитков и управление ей с помощью профильных специалистов. В этом случае издержки инвестора возрастают, но сама коллекция, как правило, оказывается более сбалансированной по своему составу и потенциалу роста стоимости алкогольных напитков.

Третий вариант – работа через специализированные алкогольные фонды. В настоящее время в мире их совсем немного (в общей сложности – менее 10), причем в подавляющем большинстве случаев они ориентируются на вложения в красные бордосские вина. Минимальный порог входа в такие фонды составляет порядка 13-15 тыс. долларов. Стоимость «комиссии за управление» (вне зависимости от полученного результата) составляет в них порядка 2,0% в год, плюс фонды забирают себе 15% полученного дохода.

Требуйте долива
У рынка «инвестиционного» алкоголя есть ряд уникальных особенностей, которые обязательно должны учитываться инвесторами.

Прежде всего, алкоголь может испортиться – в этом случае инвестор потеряет абсолютно все вложенные средства. Например, главный редактор проекта DrinkTime Александр Смирнов, обращает внимание на то, что этот риск особенно высок на винном рынке: «Вино – живой продукт, и всегда есть риск потери … , поэтому его покупают обычно партиями, и по возможности стараются брать как можно больше».

Еще одна особенность рынка элитного алкоголя – колоссальная роль «инвестиционной моды» на те, или иные напитки. Наиболее показателен в этом отношении выход на рынок элитных вин китайских инвесторов в 2009-2011 годах, которые сконцентрировались исключительно на покупке красных бордосских вин, при этом белые вина оказались вне их интересов (во многом – из-за того, что в Китае белый цвет ассоциируется со скорбью и трауром, а красный цвет считается символом процветания).

Наконец, не стоит забывать о том, что рынок элитного алкоголя – это рынок субъективных экспертных оценок. Положительный или отрицательный отзыв относительно того или иного напитка даже одного известного специалиста способен привести к резкому изменению цен на него, причем в отдельных случаях ошибаются даже признанные эксперты. К примеру, в свое время винные критики серьезно переоценили урожаи винограда 2009-2010 годов во Франции.

Подводя итог всему сказанному выше, можно констатировать, что вложения в элитный алкоголь – это долгосрочные и весьма специфические инвестиции в ограниченное количество напитков, прежде всего, в вино и виски, осуществляемые за рубежом на сумму не менее 10 тыс. долларов, в расчете на рост их стоимости, как за счет созревания напитка, так и за счет его уникальности или, как минимум, редкости.